Образовательные стандарты
С 1 сентября 2022 года начнут действовать обновленные ФГОС в каждой школе, первыми по ним начнут обучение учащиеся 1 и 5 классов.
Чем обновленные стандарты отличаются от действующих?
Их введение связано, в первую очередь, с уточнением образовательных результатов. Образовательные результаты конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями времени. Понимание, применение и функциональность – вот три отличительные характеристики новой редакции образовательных результатов обновлённых ФГОС. Акцент ставится на развитие способности обучающихся применять предметные знания и умения не только при решении учебных задач, но в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Следует отметить, что основой разработки содержания образования стали утверждённые концепции преподавания предметов, разработка которых велась в течение последних лет.
Расширена вариативность выбора. Наряду с привычными механизмами вариативности у школы появляется возможность разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (математики, информатики, физики, химии и биологии). Одним из инструментов вариативности выступает и организация проектной деятельности учащихся в сфере их интересов.
Для учителей запущен портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru, содержащий множество полезных материалов и инструментов для разработки и реализации программ по учебным предметам.
В программах по предметам будет заложена возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
Претерпевают изменения и требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно будет оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования, которые позволят справиться с задачей формирования образовательных результатов на функциональном уровне.
Изменения в воспитательной работе школ связаны с введением рабочей программы воспитания, которая уже реализуется с 2021 года. Основная идея данной программы – это воспитание посредством событийных и ценностно наполненных воспитательных мероприятий, разрабатываемых совместно учителями и учениками, развитие механизмов соуправления, сообществ ребят.
Ключевые изменения обновленных ФГОС
Документы органов исполнительной власти, регулирующие введение обновленных ФГОС
Утверждены новые ФГОС начального общего и основного общего образования.
Методические ресурсы подготовки к переходу на обновленный ФГОС
- Выступление заместителя Министра просвещения Российской Федерации А. В. Зыряновой на семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» по введению обновленных ФГОС https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/fgos
- Готовимся к переходу на новые ФГОС НОО и ФГОС ООО (семинар АРОО) https://www.youtube.com/watch?v=eBUB4IUfgMw
- Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/
- Реестр примерных основных образовательных программ https://fgosreestr.ru/oop
- Портал ГОУДПО «КРИРО» https://konfor.kriro.ru/kf/fgos
Действующие стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Информация о применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.)